Театр Кабуки
Современный театр Кабуки находится в центральном районе Токио — Гинзе. «КА» - это песня, «БУ» - это национальные танцы, «КИ» - мастерство.
Основательница театра, храмовая жрица Окуни, сначала никому не известная, а теперь прославленная на весь мир, в 1603 году прибыла в Киото и начала исполнять ритуальный буддийский танец в высохшем русле реки, чем привлекла восторженную толпу народа. Надев поверх великолепно расшитого кимоно черное буддийское платье, она танцевала и произносила на санскрите имя Будды: Намомитабхая. Все просто с ума от нее посходили — сын феодала Токугава Иэясу сорвал с себя драгоценные коралловые бусы и отдал ей, сказав, что стеклянное ожерелье, которое она носила, «слишком холодно и не вызывает радости».
Сначала она одна триумфально танцевала в русле высохшей реки и на шумных площадях Киото, потом у нее появились ученицы - исключительно девушки. Их зажигательные танцы стали первым народным зрелищем, которое постепенно превратилось в классический японский театр.
Актрисы были прекрасны, но среди зрителей, особенно военных, попадались, увы, не истинные ценители искусства народного танца, поэтому прямо на представлениях вспыхивали жестокие драки и даже смертельные поединки из-за актрис, так что правительство в целях борьбы с беспорядками сначала ограничило, а потом запретило участие женщин в спектаклях. Все роли в театре Кабуки, в том числе женские, стали исполнять мужчины.
Это послужило стремительному прогрессу в развитии грима. Существует множество его видов. К примеру, благородный воин отмечается белым лицом с широкими черными чертами надбровий, красными полосами вокруг глаз и около углов рта; крестьяне, представители демоса, наделяются красно-коричневыми лицами, как бы загоревшими от солнца; комедийные персонажи гримируются красным, белым и голубым. Красный цвет символизирует справедливость, страстность, смелость; синий – хладнокровие, злость, безнравственность; черный и коричневый – божественность, потусторонность.
Полному раскрытию героя, выявлению его истинных чувств помогает и прием мгновенного переодевания прямо на сцене. Оно бывает двух видов – хикинуки (одежда спадает, открывая другую, когда актер дергает за шнурки) и буккаэри (слуги сцены выворачивают одежду наизнанку прямо на актере).
В грандиозных исторических пьесах Кабуки участвуют порою по триста актеров. Спектакли продолжаются по шесть-семь часов! Зрители основательно перекусывают в антрактах и ложатся вздремнуть.
На спектаклях кабуки словно погружаешься в атмосферу прошлых веков. Этот театр сумел сохранить утраченную эстетику прошлых столетий.